Первая программа

После того, как вы определились с языком программирования, который будете изучать, а также скачали и установили на свой компьютер соответствующее инструментальное средство, можно приступать к написанию своей первой программы. Запустив среду программирования SmallBasic, вы обнаружите там очень простое меню. Для того, чтобы приступить к написанию программы прервите выполнение стартового примера нажатием комбинацией клавиш ctrl+B, а затем выберите внизу окна режим редактирования "Edit". Теперь перед нами чистый белый лист…
Давайте начнем со знакомой всем по повседневной жизни задачи перевода некоторой суммы в белорусских рублях в долларовый эквивалент. Перед тем, как приступить непосредственно к программированию, необходимо четко уяснить себе как решать поставленную задачу. То есть нужно четко представлять себе алгоритм.  И так, как узнать, сколько в долларовом эквиваленте составит сумма, находящаяся в данный момент в вашем кошельке. Очевидно, что количество белорусских рублей следует разделить на стоимость одного доллара, и в результате узнаем, сколько долларов можно купить на имеющиеся у нас отечественные деньги. Теперь, когда мы сами решили данную задачу, попробуем научить этой несложной операции наш компьютер, используя при этом, язык программирования Basic. То есть напишем программу перевода рублей в доллары.
Любая программа нуждается в исходных данных. В данном случае в качестве исходных данных компьютер должен получить два числа. Это стоимость одного доллара в белорусских рублях, а также интересующая нас исходная денежная сумма в белорусских рублях. Для хранения чисел и прочей информации в языках программирования используются константы и переменные. При написании программы программист должен определить, какие константы и переменные понадобятся для решения задачи, и дать им имена. В современном программировании сформировалась целая система правил именования переменных, но для начала нам вполне будет достаточно обозначить наши переменные какими-либо буквами латинского алфавита, как мы уже привыкли это делать на занятиях по математике. И так, обозначим стоимость одного доллара, например, буквой D, а сумму в белорусских рублях - буквой R. Кроме этого, нам понадобиться еще одна переменная для размещения результата - суммы в долларах. Обозначим ее буквой S. Стоимость одного доллара уже долгое время не подвержена быстрым изменениям и составляет примерно 2150 рублей. Поэтому D можно описать как константу (хотя, конечно, для более точных расчетов отслеживать точный курс необходимо ежедневно). Итоговый программный код будет выглядеть следующим образом:

Const D=2150
Input R
S=R/D
Print S
Stop

Первая программа готова. Наберите ее в окне редактирования SmallBasic. Затем нажмите клавишу F9 - программа начнет выполняться. В левом верхнем углу рабочей зоны окна появится знак вопроса. В ответ на него следует ввести интересующую нас сумму белорусских рублях и нажать Enter. Тотчас, строкой ниже на экране появиться ответ - долларовый эквивалент введенной нами суммы. То есть наша первая программа заработала.
Теперь давайте разберемся, что именно и как она делает. После нажатия клавиши F9 набранная в редакторе SmallBasic программа начинает выполняться. Она выполняется последовательно строчка за строчкой. Результатом работы первой строчки нашей программы будет создание в памяти компьютера константы с именем D и значением 2150. Вторая строка содержит оператор input. Он предназначен для ввода данных. В результате выполнения этой строки в верхнем углу рабочей зоны будет напечатан знак вопроса и программа перейдет в режим ожидания ввода значения переменной R с клавиатуры. После того, как значение будет вами напечатано, необходимо нажать Enter. Напечатанное значение будет присвоено переменной R, указанной в списке ввода оператора Input. Сами вычисления осуществляются в следующей строке. В результате ее выполнения переменной S будет присвоено значение, полученное путем деления переменной R на константу D. Знаки арифметических операций в языке Basic схожи с их математическими обозначениями: "+" - это сложение, "-" - вычитание, "*" - умножение, а "/" - деление. В результате работы оператора print, предназначенного для вывода информации, на экране будет напечатано искомое значение переменной S. Оператор stop прекращает выполнение программы.
Теперь вы обладаете достаточными знаниями для того, чтобы самостоятельно написать программу обратного переводы некоторой суммы в зеленых банкнотах обратно в белорусские рубли. Попробуйте самостоятельно написать несколько программ перевода одних валют в другие, курсы которых попадутся вам на глаза в экономических новостях. При этом, записывая курсы валют, можно сделать вид, что вы что-то понимаете в мировой экономике. Это придаст вам дополнительный вес в глазах друзей и знакомых, заставших вас за этим занятием :. Конечно, это еще не настоящее программирование, но, все же, очень важный первый шаг. Успехов и, надеюсь, продолжим ...

Колесников А.
andr61@mail.ru   

Hosted by uCoz